- 259
Предприятия закупают топливо наперед, то есть, июльская цена - в производстве уже сегодня, а сегодняшние закупки будут использованы в сентябре. Правда, производители, которые не успели в июле законтрактовать газ по старой цене, уже сегодня вынуждены использовать топливо по 45 тысяч за кубометр.
Такие шоковые цены угрожают просто "добить" многие отечественные предприятия, которые и так существуют "на грани выживания". Но есть прогнозы, что газ будет еще дороже!
"Это только разбег. На самом деле газ у нас может дойти до таких же отметок, как в Европе, а это на сегодня больше 2 тысяч долларов или порядка 80 тысяч гривен за тысячу кубов", - заявляет руководитель специальных проектов НТЦ "Психея" Геннадий Рябцев.
Подорожание топлива влечет за собой скачек цен и на готовую продукцию, как ее составляющая, и, как итог - мы получаем новый виток инфляции. Уже сегодня о подорожании продукции предупреждают представители пищевой промышленности. А некоторые производители сахара рискуют вообще не запуститься на таком "золотом" топливе.
Такой скачек цены на газ бизнес уже переживал в конце прошлого года. Тогда цены на природный газ достигли отметки 60 тысяч гривен за тысячу кубических метров. Однако в прошлом году в нашей стране была совсем другая ситуация: не было войны, и правительство пошло навстречу бизнесу, выдав многим производствам, в частности, предприятиям пищевой промышленности (по льготному списку), квоты на дешевый газ. Сегодня такой возможности просто нет. Правительство вынуждено оказывать поддержку населению, оставив цену газа для него на прежнем уровне. Но на бизнес - просто не хватает средств. Вдобавок к удорожанию топлива, выросла еще и стоимость сырья, и затраты на логистику. Так что украинский бизнес такой нагрузки может просто не выдержать.
Правда, доля стоимости топлива в себестоимости продукции в различных производствах не одинакова. К примеру, в производстве сахара она составляет примерно 60%, в тепличном хозяйстве - около 50%, в пекарнях - около 20, а на молокозаводах - около 10%. Таким образом, стоимость продукции также возрастет неравномерно. Хлебобулочные изделия подорожают примерно на 10%, сахар - примерно на 20%, а молочная продукция - около 5% и т.д. Повышение стоимости топлива - очень сильный удар по сельскому хозяйству, так как сейчас производится сбор урожая и сушка зерновых, где без газа не обойтись. Большая доля газа также в производстве цемента и удобрений, - но это то, что сейчас совсем остановилось.
Цена газа на европейских биржах по состоянию на 4 августа составляет 2280 долларов за тысячу кубометров, что вдвое выше июньского показателя на европейском хабе TTF. Бизнес в Европе также страдает от высоких цен на энергоносители. Многие заводы сокращают производство, повышают цены на продукцию. Многие отрасли ждет настоящий коллапс. В Украине цены на природный газ формируются с учетом котировок на европейских хабах. Соответственно, это сказывается также и на ценах для нашего бизнеса. Эксперты считают, что цена будет и дальше расти, вплоть до 80 грн. за м3, а возможно и выше.
Одной из составляющих удорожания газа в Украине является снижение предложений от собственных добытчиков этого сырья. И здесь виной уже не только европейский газовый кризис. Бытует мнение, что они не достигли соглашения с правительством, касаемо уступок по ренте, цена которой привязана к бирже TTF. На сегодняшний день она составляет около 35 тыс./тыс. м3. Переговоры по уступкам велись, и в июле ожидалось решение Кабинета Министров по "скидкам" для производителей, но пока этого так и не произошло. Газодобывающие компании считают, что стоимость ниже 40-41 тысячи за 1000м3 - нерентабельна. Но официального комментария по приостановке продаж от Ассоциации газодобывающих компаний пока нет. Правда, ранее исполнительный директор Ассоциации Артем Петренко заявлял, что по итогам года добыча упадет на 7-8%. Плюс - есть несколько проблем, которые "требуют решения".
Он также сказал, что "Важным является пересмотр подхода к определению базы налогообложения газа, существующий не отвечает ценовой конъюнктуре, которая сложилась на украинском газовом рынке в условиях военного положения".
Этот вопрос все же ожидает своего решения, переговоры продолжаются и газодобытчики настаивают на дерегуляции бизнеса, справедливой и понятной фискальной политике.
Юрий Корольчук - аналитик Института стратегических исследований, говорит, что "Компании все же рассчитывают, что им пойдут на уступки, ведь, к примеру, по нефтепродуктам лоббисты сумели добиться отката по налогам и фиксированным ценам".
А Геннадий Рябцев считает: "На самом деле главная проблема сейчас - привязка к импортному паритету при ценообразовании и даже расчете ренты. У нас практически нет импорта газа сейчас. Тем не менее, полтавскому молокозаводу продают полтавский газ по цене, которая сложилась на голландской бирже. При этом в Украине с начала войны настолько упало потребление газа со стороны промышленности, что потребности можно спокойно закрывать газом внутренней добычи, и продавать его предприятиям реально не по 45 гривен за куб, а по 10 гривен. По 12-15 можно уже с учетом доставки покупать".
В Министерстве энергетики заявили, что потребление природного газа с начала войны сократилось на 40%. Это сокращение произошло в основном за счет сокращения производства.
"То есть, по году реально было бы вписаться в потребление 20 млрд кубов, при том, что у нас внутренняя добыча в прошлом году была 19,6 млрд, а в этом даже с учетом снижения объемов будет не намного ниже. Но, понятно, что частный бизнес продавать свой газ (а это не менее 4 млрд кубов) себе в убыток не будет. То есть, государству придется или пересмотреть формулу по ренте (а это - минус поступления в бюджет), или предложить компаниям рыночную цену газа (что также чревато бюджетными тратами, учитывая, что "Нафтогазу" платить нечем). Есть еще вариант - выставить рыночные цены бизнесу, и пусть платит он. По такому пути, очевидно, и решили пойти", — говорит Юрий Корольчук.
"С началом войны все это поставили на стоп. И как предприятия будут выживать дальше - вопрос открытый. Придется еще больше повышать ценники на готовую продукцию, а кто не впишется в рынок - просто умрет", - считает Рябцев.
Руководитель аналитического департамента компании Libertex Андрей Шевчишин считает, что "субсидировать бизнес" у государства сейчас попросту нет возможности. "То, что удерживают цену на газ для населения, еще можно понять. Но субсидировать еще и бизнес возможности сейчас нет. Впереди зима, отопительный сезон, мировые цены в облаках. Европа тоже не знает, как пройти этот период. Наивно было бы полагать, что у нас будет по-другому", - подытожил он.